С Б-жьей помощью, из беседы в недельную главу Торы ТРУМА*, Субботы "Захор", 5710
НЕ ЗАВЕРЕНО
1 О радости жениха и невесты, Ребе (РАЯЦ) приводит в своей речи от 10 Швата1 слова Гмары2: "Рассказывали о рабби Йеуде сыне рабби Илая, что брал он миртовый прут и жонглировал им перед женихом и невестой и т.д., а рав Шмуэль сын рава Ицхака - жонглировал тремя (три прута - один кидает, один ловит3)... Сказал рав Зейра: Нравится мне ... баловство дедушки".
И поясняется далее в той-же речи: "Подобное баловство - (Б-жественное Проявление, которое) выше сознания. И уровень этот высок и вознесен весьма. Ибо сказано, что (лишь) если достойны муж и жена - Б-жественное Присутствие (Шхина) между ними4. Мужчина, на иврите ИШ (איש) - буквы слова ИШ составляют ЭШ ЙУД (אש י), буквально "огонь буквы Йуд". Женщина, ИША (אשה) - ЭШ ХЕЙ (אש ה), "огонь буквы ХЕЙ". Если достойны - их огонь - огонь Б-га (буквы ЙУД и ХЕЙ составляют имя Б-га). (И это, в свою очередь, реализуется посредством "здания (крепкой семьи), которое простоит вовеки веков" и т.д.) И так как подобный уровень очень высок - благодаря ему удостаиваются самых высоких Откровений и т.д."
Сказанное имеет отношение к каждому жениху и невесте - когда строят дом на фундаменте Торы, обещает Ребе, что будет "здание, которое простоит вовеки веков", вечное здание. Словами наших мудрецов5: "Вовеки веков вечных" (нецах села ваэд, נצח סלה ועד), в соответствии с правилом, что все, о чем сказано "вовеки веков вечных" - "не имеет перерыва вовеки".
2 Ребе требует, чтобы "дом на фундаменте Торы" был таким, где все домашние дела - не только святые, но и бытовые - были пронизаны Торой.
По этому поводу есть история, которую рассказал Ребе6 о разнице между "митнагедом" (противником хасидизма) и хасидом:
Было два брата. Один - хасид, конечно-же бедняк, и у него были дочери. Второй - митнагед, богач, отец нескольких сыновей. Когда дочери хасида достигли подобающего возраста, он решил обратиться к своему брату-митнагеду, с просьбой помочь выдать дочерей замуж. Когда братья встретились, повел митнагед хасида по своему большому и просторному дому со множеством комнат. "Это", - говорил он, "комната, в которой я сплю... В этой комнате я кушаю... В этой - принимаю гостей..." и т.д. После этого, спросил митнагед хасида: "Ну, каково твое мнение о моем доме?" "Удивляюсь я тебе", - ответил ему брат-хасид, "что способен ты жить будучи таким "рассеяным". Для всего у тебя своя комната. В этой комнате ты спишь, в этой - ешь а в той - изучаешь Тору и исполняешь заповеди..." "Вот у меня", - закончил хасид, - "всего две комнаты, и я не способен разделить места еды, сна, изучения Торы и исполнения заповедей"...
Еврейский дом не делится на отдельные части - специальное место для святости и остальное для быта - Тора должна пронизывать, и пронизывает все в доме.
3 Подобие этому есть в ежедневном Служении - служение молитвой должно проникнуть и повлиять на весь день.
Иногда удостаивается еврей, что - как минимум во время молитвы - в его мыслях лишь Святость, однако потом, когда он занят своими делами - Святость не очень его касается. Однако истина в том, что служение молитвой должно пронизать и повлиять на весь день. И этого требует Учение Хасидизма7.
- Рассказывается о сыне Цемах-Цедека, в честь которого был назван Ребе (Йосеф-Ицхак), что он имел обыкновение ходить в синагогу, чтобы услышать там борху, кдушу и повторение молитвы кантором (части молитвы, для произнесения которых обязательно присутствие определенного количества евреев), а затем - молился наедине (весь порядок молитвы). Когда спросили его о "молитве в общине" - он ответил, что старается собрать вместе десять сил души и молиться в "общине"8.
4 И силы для реализации этого - дом, проникнутый Торой, молитва проникающая весь день - притягивает Ребе, посредством Учения Хасидизма. Учение Хасидизма сравнивается с водой (в дополнение того, что в общем Тора названа пищей9), посредством которой пища продвигается пока не достигает всех частей тела10.
- Рассказывается о хасиде р. Эльханане Дов Морозове, что его однажды спросили о Ребе и Учителе нашем, Моше: "Кого ты больше почитаешь?" Он ответил: "Ребе! Потому, что если бы не Ребе, какая была бы у меня вера в Учителя нашего, Моше?"...
И в этом смысле - есть различие между Ребе и предыдущими Ребеим. У предыдущих Ребеим были "старые хасиды", которые влияли на молодых, и молодые шли в мир распространять учение среди простого люда. А Ребе - нужно было делать все самому!
5 Сила, которую привлекает Ребе посредством Учения Хасидизма - привлекается и достигает нас и сейчас, без изменений с его стороны. И в нас тоже не произошло изменения, чтобы мы думали, что Ребе не находится с нами (упаси Б-г),
Те, кто познакомился с Ребе за тридцать лет его предводительства, знают, что Ребе не оставит своих хасидов одних в субботу "Захор", например, когда необходимо воевать с Амалеком...
Единственное изменение, которое произошло у нас, это что в прошлом кто-то мог подумать, что зайдя к Ребе он расскажет то, что хочет рассказать и скроет от Ребе то, что хочет. Однако отныне - ясно каждому, что Ребе знает то, что скрыто у нас. Ведь в прошлом Ребе был облачен в материальное тело, а теперь - он выше ограничений материального тела, и весь - духовность11.
С другой стороны, так как "праведник после исхода (из тела), возносится во всех мирах больше, чем при жизни"12, "И в этом, материальном мире - больше"11 - несомненно Ребе направляет весь мир, в частности своих хасидов, и пробуждает Великое Милосердие и т.д., так-же как было до сих пор и даже в большей мере.
И как было мнение у каждого и каждой из нас, что Ребе приведет нас к нашему Праведному Мошиаху - так это мнение должно оставаться и сейчас.
А то, что произошло и т.д. - видение наших материальных глаз, и ничто иное как всего лишь испытание (одно из испытаний эпохи "Схваток Мошиаха", которые должны предшествовать приходу Избавителя Праведности) - вся суть которого в том, чтобы скрыть и спрятать истину,
- Однако все еще необходимо пояснение, ведь по Торе нужно читать Каддиш (поминальную молитву) и т.д. -
Цель испытания в том, чтобы усилиться и устоять в нем, благодаря чему отталкивается и отменяется сокрытие и раскрывается истина (как это объясняется в трудах Хасидизма13),
И поэтому, укрепляя связь через изучение его Учения и следование его указаниям (и указаниям касающихся всех и, в особенности, личным указаниям, данным на ауедиенции) самым практическим образом, и мы удостоимся немедленно (ибо находимся в эпохе "Пяток Мошиаха") увидиться с Ребе материальными глазами, и Ребе поведет нас к Освобождению.
-----------------------------------------------------------------
*) Во время трапезы в честь жениха, тамима Моше Козорновского
1) Книга Речей (Сефер Маамарим) 5710, стр. 117
2) Трактат "Ктубот" 15а
3) Комментарий РАШИ там
4) Трактат "Сота" 16а
5) Трактат "Эрувин" 54а
6) Книга Бесед (Сефер аСихот) 5702, стр. 21
7) См. Книгу Речей - Брошюры (Сефер Маамарим - Кунтресим), часть 1, 21:2 и др.
8) Журнал "Тамим", часть 2, стр. 45 и далее, Сборник Бесед (Ликутей Сихот) ч. 2, стр. 477 и далее
9) См. Тания, гл. 5
10) См. "Врата Света" (Шаарей Ора), раздел Пурим, речь начинающаяся словами "И приняли евреи", ч. 21, "Продолжение 5672", т.1, начало параграфа 181
11) См. "Тания", "Святое Послание", пояснение к параграфу 27
12) "Зоар" часть третья, 71б и приводится с пояснениями в "Тания" там-же
13) Речь, начинающаяся словами "И познаешь" 5657 (Книга Речей - Сефер Маамарим - 5657, стр. 53) и в других местах
6.6.08
ТОЙРАС МЕНАХЕМ - т. 1 (5710) - "Трума"
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
4 комментария:
///11) См. "Тания", "Святое Послание", пояснение к параграфу 20
Не 20, а 27.
///Ребе требует и внедряет в нас
ותובע - требует
//Рассказывается о хасиде р. Эльханане Дов Морозове, что его однажды спросили о Ребе
возможно Ребе Рашабе
п. 27 - спасибо большое
Насчет "товеа" - в данном случае слово "требует" это "дореш" а слово "товеа" - однокоренное с атбаа = чеканка = внедрение
Есть
תובע
а есть
טובע
да и по контексту это синоним.
Вы правы, спасибо
Отправить комментарий